Сегодня, 29 октября, день рождения у одной из моих любимых героинь «Сейлор Мун» — Мейо Сецуны и Сейлор Плутон. Пожалуй, эта одинокая стражница Врат Времени, готовая пожертвовать собой ради дорогих людей и своего долга, воин, в глазах которого затаилась печаль – один из самых загадочных персонажей «Сейлор Мун».
Способности и символизм этого персонажа вызывают много вопросов. Например: почему Сейлор Плутон управляет временем, если ее прообраз – божество мира мертвых? И вообще, есть ли у нее какие-то способности, связанные с загробным миром?
Многие ответы на эти вопросы можно найти в манге и отчасти в аниме при внимательном рассмотрении. Попробуем ответить на них и заодно рассказать кое-что о способностях, атаках и секретах воина времени — Сейлор Плутон.
Впервые мы встречаемся с Сейлор Плутон во второй арке манги, 18 акте (по старому изданию), когда воины отправляются в будущее. Сейлор Плутон преграждает им путь у Врат времени и произносит такую фразу:
«Я – тот, кто служит у Врат Времени, страж мира теней (冥界の番人 meikai—no bannin) Сейлор Плутон!»
По сути, это первое ее представление себя, или речевка. Тут же, спустя некоторое время ее же называют «одиноким стражем времени» (孤独な時間の番人 kodokuna jikan-no bannin)! Мы впервые видим здесь одновременное упоминание и времени, и загробного мира.
В следующем, 19 акте, король Эндимион говорит о Плутон следующее:
«Она … страж врат мира теней (мертвых), находящихся в разрыве между временами (時間と時間のハザマにある冥土の扉の・・・番人jikan to jikan-no hazama-ni aru meido-no tobira-no…bannin), в ее жилах течет кровь Хроноса – бога, управляющего временем. Время – это последняя территория, правила которой нельзя нарушать. Сейлор Плутон с глубокой древности в одиночку держит эту запретную территорию – Врата Пространства-Времени».
Как мы видим, неоднократно понятие «загробный мир» смешивается с тем местом, на страже которого стоит Плутон. Что же это за место? В аниме его называют Пространственно-Временным Коридором, в манге – Пространственно-Временным разрывом.
Вот описание Пространственно-временного разрыва из 21 акта манги:
«В этом Пространственно-Временном разрыве, где нет понятия расстояния и направления, везде открываются страшные черные ловушки Пространства-Времени. Никто не ходил на край Пространственно-Временного разрыва. Это запретное место. Вдали находятся глубины Пространства-Времени. Я слышала, что там буйствует еще большая буря и тьма, чем здесь, и что в этом месте поглощается и пропадает все. Чтобы определить в этом пространстве точку «где», нужен ключ Пространства-Времени. Те, у кого его нет, становятся скитальцами в этом разрыве времен, где время не течет, и их никогда не найти.» (Сейлор Плутон)
Кроме того, в манге даются две четкие «границы» этого места.
Первая – это Врата Времени, у которых стоит Сейлор Плутон. Они связывают Пространственно-Временной Разрыв с дворцом Лунных правительниц в прошлом (Лунный Замок Серебряного Тысячелетия) и будущем (Кристальный Токио). Находясь в отдаленном уголке дворца, эти врата – запретная и тайная территория.
Вторая – так называемый «Край Пространства-Времени» (時空の果て jikuu-no hate). Это точка наибольшего искажения и хаоса Пространства и Времени. Там, в самой глубине черной дыры, поглощающей всю энергию, находился замок Мудреца – Призрака Смерти. Туда, почувствовав себя ненужной, забрела Чибиуса, и Мудрец превратил ее в Черную Леди. Здесь мы снова видим связь смерти и места, где искажается время и пространство. Появление врагов третьей арки – Апостолов Смерти – точно также будет связано с искажением времени.
Две атаки Сейлор Плутон — Dead Scream и Dark Dome Close являются еще одним ярким примером смешивания понятий «смерть», «загробный мир» и «время».
Dead Scream. Самая известная атака Сейлор Плутон. В манге она применяется со второй арки. В аниме появляется с третьего сезона, становясь регулярным оружием Сейлор Плутон. Ее название пишется иероглифами 破滅喘鳴, над которыми катаканой надписано чтение デッド・スクリーム (Dead Scream). Это создает интересную многослойность смысла. Иероглифическое написание этой атаки можно перевести как «Свистящее дыхание гибели (разрушения)». Dead Scream обычно переводят как «Крик Мертвых» или «Мертвый крик», но Dead в английском языке имеет еще и значения «глухой» или «печальный». Интересно, что слова этой атаки в аниме Плутон произносит полушепотом, что создает впечатляющий эффект.
Что за энергия используется в этой атаке? В манге она представляет собой свечение Гранатового Жезла Плутон. В аниме – опять же с помощью Гранатового Жезла (основные функции которого – управление временем и оружие защиты и нападения) вызывается что-то вроде урагана, опоясывающего жезлСейлор Плутон, и этот ураган формирует лиловый шар энергии.
Что это такое? Цитата из «Большой энциклопедии Сейлор Мун» в серии TV Magazine: «Dead Scream атакует противника, концентрируя устрашающую энергию Пространственно-Временного Разрыва». Подтверждением этому может служить два факта. Во-первых, по манге в Пространственно-Временном Разрыве действительно бушуют вихри (см. цитату выше). Во-вторых, в манге есть еще одна атака Сейлор Плутон, связанная с вихрем. Называется она Chronos Typhoon (Тайфун Хроноса). В ней используется только талисман Плутон – Гранатовый Шар, вызывающий вихрь энергии.
Dark Dome Close. У этой атаки из манги также «двойное» написание. Иероглифическое: 冥空封印. Разберем эти иероглифы по порядку.
冥 мэй «темный», «потусторонний», «загробный», «невидимый во тьме», «божественный». Имя греческого бога загробного мира Аида (=римскому Плутону), кстати, тоже переводится как «невидимый». Точно так же «невидим» и воин Плутона, никогда не показывавшийся остальным. Тот же иероглиф используется в словах 冥土 мэйдо и 冥界 мэйкай «загробный мир» и названии планеты Плутон на японском языке (冥王星 мэйо:сэй);
空 ку:: «пространство» ;
封印 фу:ин «печать».
Общий перевод: «Печать Потустороннего (Темного) Пространства».
Написание катаканой ダーク・ドーム・クローズ по-английски передается Dark Dome Close и переводится как «Закрытие Темного Купола».
И снова никакого отношения эта атака не имеет к загробному миру Это заклинание применялось Сейлор Плутон в манге, чтобы закрыть Врата Пространства-Времени на расстоянии.
Точно также и планету Плутон, и ее воина связывают то с временем и пространством, то с миром теней. Возьмем ее фразы-представления из третьей части:
Манга: «Сейлор Плутон, воин Пространства-Времени под покровительством Плутона- планеты загробного мира!»
冥界の星! 冥王星を守護にもつ時空の戦士! セーラープルート
Аниме: «Сейлор Плутон, воин перемен под покровительством планеты Пространства и Времени, Плутона!»
時空の星、冥王星を守護に持つ、変革の戦士セーラープルート
Таким образом, мы видим последовательное смешивание, казалось бы, совершенно разных вещей. Воин Плутона фактически ведает управлением физическими параметрами времени и пространства, но в ее эпитетах и атаках постоянно фигурирует слово «загробный мир». Что же это — просто красивая туманная аллегория, которая ничего на самом деле не значит? Но зачем тогда такое нагромождение – можно было бы сделать Плутон воином, управляющим загробным миром, разрушением и смертью, а Сатурн – стражем времени. Ибо в астрологии именно Сатурн, а не Плутон одновременно ассоциируется и с временем, и со смертью. Это связано с двумя причинами: созвучие имен бога времени Хроноса и Кроноса, отождествлявшегося с римским Сатурном, а также то, что во времена, когда сформировалось астрологическое учение, Сатурн был самой дальней из планет и обозначал долгие временные циклы, старение, смену эпох. (В более новой астрологической системе самая дальняя планета с самым длинным циклом обращения, влияющая на целые поколения – это Плутон.)
Плутон же астрологически отвечает, в том числе и за такие вещи как трансформация, перерождение, реинкарнация, разрушение с целью рождения чего-то нового, революция (вспомним эпитет Плутон – «воин перемен»), крупные исторические события, вовлекающие огромные массы людей, разрушительные и катастрофические события. Все эти функции с точки зрения вселенной «Сейлор Мун» опять же имеет Сатурн, а не Плутон, как воин разрушения для нового рождения. И на первый взгляд кажется, будто функции Сатурн и Плутон перепутаны – Плутон лишь номинально «воин перемен» и «воин загробного мира», а астрологическому описанию планеты соответствуют только цвета ее костюма, внешность и волшебные предметы.
Все встанет на свои места, если мы обратимся к японской мифологии и религии. С точки зрения японского фольклора потусторонний (загробный) мир обычно связывается с понятием Пространства-Времени. Возможно потому, что само восприятие времени с точки зрения восточной религиозной философии немного иное. Одной из распространенных религий в Японии является буддизм. В буддизме после смерти сущности не попадают в какое-то определенное место на всю оставшуюся вечность, а перерождаются (проживают, по сути, разные жизни в разных мирах и в разные времена) до тех пор, пока не попадут в нирвану — особое состояние вне сансары (цикла перерождений). Когда человек умирает, на Востоке говорят, что он «ушел в нирвану». Что такое нирвана? Можно сказать, что это состояние вне рамок жизни и смерти, вне рамок времени и пространства. Состояние, которое не поддается логическому осмыслению для обыденного сознания. Как не поддаются нашему пониманию и свойства того места, стражем которого является Сейлор Плутон – места, где время и пространство находятся в хаосе (хотя современная фундаментальная физика уже приближается к описанию таких вещей). Где нет ни жизни, ни смерти в нашем понимании.
Сами слова 冥土 мэйдо и 冥界 мэйкай «загробный мир», которые использовались в эпитетах Сейлор Плутон в манге, по сути, пришли из буддизма. Потому и пониматься они могут не совсем так, как привыкли мы, люди, выросшие на архетипах западной — христианской и античной культуры. «Земное» имя Сейлор Плутон, Сецуна (само имя пишется せつな, а слово, от которого оно произошло в иероглифическом написании — 刹那) – это, кстати, тоже слово из буддийской терминологии, произошедшее от санскритского Ksana и обозначающее «мгновение», «миг».
Связав образ Сейлор Плутон не только с античной и западной мифологией, но и с буддизмом, в таком случае мы увидим и связь с Плутоном в астрологии как планетой реинкарнации и перемен. Ведь реинкарнация и изменчивость мира – одна из центральных тем этой религии.
Комментариев нет